Песни с легко запоминающимися мелодиями, которые можно петь даже речитативом, отчего они не утрачивают своей прелести, а словно обретают еще большую значимость. Они были своеобразным жизнеутверждающим гимном своего времени.
Авторская песня – это что?
Примерно в середине xx века родился новый песенный жанр. Его можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент. Феномен русской или советской авторской песни недостаточно исследован. Сегодня многие к ней равнодушны, но в эпоху СССР произведения этого жанра с их мелодичностью и глубокими, проникновенными стихами имели огромное количество поклонников. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу» — так говорил В. Высоцкий. Интересные факты Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. Буквально с момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами. Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
Интересный факт:
один из самых популярных советских бардов – Владимир Высоцкий — написал за свою жизнь более 800 песен, многие из которых стали известны большинству жителей СССР. «Авторская песня» — это термин, введенный впервые В. Высоцким. Таким определением он подчеркивал личностный, сугубо индивидуальный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений. Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием «Студенческая прощальная»:
«Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я».
Особенности жанра
Авторские песни под гитару – это попытка человека поделиться с социумом своим видением мира, своими чувствами и переживаниями. Личностное начало определяет содержание песен, индивидуальную манеру их исполнения, сценический образ самого автора и характер лирического героя, исподволь присутствующего в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством. Поющаяся поэзия адресована не абсолютно всем. В отличие от популярных хитов, она понятна только тем, кто настроен с автором на одну волну и способен активно сопереживать его мыслям и чувствам. Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее «бытовой», но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это «форма духовного общения единомышленников»- такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава.
Первые советские барды
В Советском Союзе песни В. Высоцкого или А. Галича знала практически вся страна. И это при том, что данные произведения в те времена практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста или запоминались на слух с магнитофонных записей. При той народной любви и популярности, барды могли бы стать миллионерами, если бы учитывались их авторские права на песни. Но в те времена этот жанр был абсолютно лишен коммерческой направленности. «А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги» – повсеместно пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным. Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т. д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром. Вот самые известные авторы-исполнители советской эпохи: Евгений Клячкин; Ада Якушева; Юрий Визбор; Новелла Матвеева; Александр Галич; Булат Окуджава; Владимир Высоцкий; Юрий Ким; Александр Дольский; Александр Суханов; Юрий Кукин; Александр Городницкий; Виктор Берковский. Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: «Милая моя – солнышко лесное» (Ю. Визбора), «Ах, Арбат, мой Арбат» (Б. Окуджавы), «Под музыку Вивальди» (С. Никитина), «Чуть помедленнее, кони» (В. Высоцкого) и многие другие. Сегодня эти произведения увековечены в аудиозаписях, прекрасных кинофильмах, радиопостановках и телепередачах.
Клубы авторской песни
Авторская песня пользовалась такой популярностью в народе, что для многочисленных приверженцев жанра в крупных городах на официальном уровне организовывались центры авторской песни. Кратко они назывались КСП (клуб самодеятельной песни). После воцарения рыночной экономики для КСП настали трудные времена, т. к. местные власти в большинстве населенных пунктов прекратили финансирование аренды помещений для клубов. Несмотря на это, КСП сохранились во многих местах постсоветского пространства. Теперь их не так много, и они не столь массовы, но они все-таки живут и по-прежнему собирают вместе единомышленников. Раньше жанр бардовской песни был неразрывно связан с туризмом. Большинство авторов либо сами активно занимались туристическими видами спорта, либо воспевали в своих произведениях романтику дальних дорог, покорение горных вершин и рек. Дружные песни под гитару на привале – непременный атрибут любого похода. При городских туристических клубах тоже массово создавались центры самодеятельной песни.
Зарубежная авторская песня
В СССР в 60-70 годы большой популярностью пользовался французский шансон. Это тоже авторская песня, только, в отличие от наших творцов, французские шансонье изначально выступали со своими программами в качестве профессиональных авторов-исполнителей, гастролировали по всему миру, выпускали грампластинки, снимались в музыкальных фильмах. Вот их имена: Жак Брель; Шарль Азнавур; Серж Гейнсбур; Жильбер Беко; Ив Монтан; Жорж Брассенс; Шарль Трене; Сальваторе Адамо и др. Зарубежные авторы-исполнители, так же как и наши, воспевали лучшие человеческие чувства, но в их стихах не было политического подтекста, как у некоторых советских бардов (В. Высоцкого, А. Галича).